Нашу сказку мы начнем так: давным-давно, когда обезьяны решили снести памятник Дарвину, а лошади - памятник Пржевальскому, в некотором царстве - некотором государстве, в нью-йоркском аэропорту им. Кеннеди полицейский, похожий на шкаф из анекдота: "У вас продается шкаф? - Нет, шкаф уже продан!..." - положил свою поварешку на плечо человеку с прической "Не дай бог, умрет товарищ Ким Ир Сен!" и произнес: "Вы арестованы!". Человек, которого звали Эксл Роуз подключил к остаткам сексуальной энергии остатки интеллекта - и сдался полиции. Так они прошествовали к машинам на глазах изумленной публики, взиравшей на них, словно на Ильича. идущего со своим бревном на субботник. Впрочем, Роуз не забыл улыбнуться фотографам и сказать им: "Сыр!" - дабы получилась хорошая улыбка. Так в начале 1992 года произошло событие Эпохи - арест солиста группы "Guns N'Roses", разрешение на который бы-ю выдано еще четыре месяца назад. Впрочем, полиция никак не решалась это сделать. Обвинение: бесконечные случаи насилия на концертах "Guns N'Roses", причем, по мнению полиции, зачинщиком многих драк является сам Эксл.

Вообще-то полиция его арестовывала уже несколько раз как очень-очень "непослушного мальчика". Под стать ему были и другие участники группы, не отличающиеся примерным поведением - - сцене, ни вне ее.

"Guns N'Roses" ("Винтовки и розы") - конечно, больше - винтовки, чем розы: и своей музыкой, и своей манерой они больше "стреляют", чем "нежно пахнут". Скандальные истории, вызывающее поведение, свалки на концертах - все это постоянно привлекает к ним внимание и вызывает повышенный интерес. Но только ли этим можно объяснить небывалую популярность и миллионные доходы этих ребят, ворвавшихся, как вихрь, в мировой рок, повергнув многих в шок и изумление?

Группа "Guns N'Roses" впервые выступила в июне 1985 года в одном их клубов Лос-Анджелеса перед публикой, которая насчитывала... 20 человек. В том же году они организовали для себя "Адское турне" и должны были выступить в Сиэтле. Однако по дороге машина сломалась, и группа решила добираться автостопом. "Представляете, - вспоминает басист Дафф Маккаган, - пятерых парней в узких кожаных штанах и сапогах на обочине дороги где-то в Орегоне. Короче, когда мы все-таки добрались до места, мы здорово накирялись".

Однако до этого, еще в 1980 -году, двое друзей из Лафайетта (штат Индиана) Эксл Роуз и Иззи Страдлин приехали в Лос-Анджелес, где создали группу "The Hollywood Roses". В 1984 году к ним присоединился гитарист Трейси Ганз, фамилия которого вместе с фамилией Роуза и дала название группы - "Guns N'Roses". Они собрались в Голливуде и стали играть очень жесткий и очень тяжелый рок-н-ролл, больше известный как хард-энд-хэви-рок. Однако этот ансамбль просуществовал недолго: Трейси Ганз в начале 1985 года. ушел и образовал собственный коллектив "LA.Guns". Но ребята не унывали и скоро нашли себе достойных компаньонов: басиста Даффа Маккагана и ударника Стива Адлера. Но кого-то явно не хватало, и тогда был найден Слэш (Сол Хадсон), известный в Калифорнии соло- гитарист. В те дни все участники группы были безработными и жили в крохотной комнате. Поэтому у них часто возникала проблема с развлечениями - некуда было приводить девушек. Пришлось устанавливать очередь (это, наверное, была единственная очередь, в которой им пришлось постоять). Причем Слэш все время пытался влезть без очереди.

Слэш родился в Англии и с детства был довольно самостоятельным, так как его родители разошлись и воспитывала его одна бабушка, которую он не очень-то слушал. В пятнадцать лет он впервые взял в руки гитару (тогда уже они переехали в Америку). На вопрос, почему он выбрал соло, а не бас, Слэш ответил: "Соло-гитара интереснее, потому что струн больше". Уже значительно позже характер Слэша проявился более четко. Он нанял себе телохранителя, по его словам для того, чтобы тот доставлял его домой, когда он "переберет". А "перебирает" Слэш частенько. Водить машину Слэш не любит, потому что боится, что кого-нибудь задавит. Любимое увлечение Слэша - коллекция змей, среди которых три любимца: трехметровый питон по кличке Пандора и два удава размером поменьше.

Постепенно "Guns N'Roses" формировались как в музыкальном, так и в "личном" плане. Участники команды давали интервью, в которых откровенно заявляли, что в свободное от работы время они не прочь "надраться как свиньи", побаловаться наркотиками. В то время, как большинство рок-музыкантов публично отрекались от своих пагубных привычек и каялись, парни из "Guns N'Roses", наоборот, всячески подчеркивали свое отрицание общепринятых норм и правил, при каждом удобном случае шокируя публику и прессу.

Что касается музыки, то, добавив в гитарные партии скоростной металл-рок, группа, ориентируясь на "Aerosmith", стала лидером "ураганного хард-рока" - так определили их манеру в Америке. Выступая в качестве "подогревателя" перед концертами "Aerosmith", "Guns N'Roses" иногда имели даже больший успех, чем "гвоздь программы".

В 1986 году независимая фирма "Uzi Suicide Records" выпустила дебютный студийный мини-альбом группы, а следом - концертный мини-альбом "Live Like A Suicide". В результате "Guns N'Roses" оказались настоящей сенсацией года на рынке хард-энд-хэви-продук-ции. На группу обратила внимание мощная "металлическая" фирма "Geffen Records": она выплатила 75 тысяч долларов аванса участникам ансамбля, которые до той поры (кроме выступлений в клубах) продавали пиццу, стригли лужайки и дегустировали сигареты новых сортов.

Их первого "полнометражного" диска ждали с нетерпением. И в 1987 году фирма "Geffen Records" выпустила диск "Appetite For Destruction". Группа не обманула ожидания поклонников: атакующая музыка, бешеная энергия, нарочито грубые и оскорбительные тексты песен - это было то, что прекрасно работало на имидж "плохих мальчиков", не признающих никаких авторитетов ни в музыке, ни в жизни. Альбом ждал небывалый успех: к началу 1990 года пластинка разошлась только в США тиражом более 8 миллионов экземпляров; в американском хит-параде она 130 недель оставалась в заветной сотне лучших дисков. Группа была выдвинута на соискание высшей награды в шоу-бизнесе - премии "Грэмми" и получила награду "American Music Awards".

Хит-композицией с этого альбома стала песня "Sweet Child O'mine". Выпущенная на сингле (как и почти все другие песни), она более двух лет не покидала национальных таблиц популярности США и Великобритании. В 1988 году на основе этого хита был снят первый видео-клип "Guns N'Roses". Клип получился таким удачным и приобрел такую популярность, что в 1990 году известный американский журнал "Circus", специализирующийся на "жизни в стиле хард-энд-хэви", назвал его среди десяти лучших клипов, созданных в мире за десять лет - с 1980 по 1990 год.

На этой же волне популярности в 1988 году появились концертный диск "Live From-The Jungle", изданный в Японии, а также мини-альбом "GN'R Lies!". Пластинки имели огромный успех, разошлись тысячными тиражами, и, наверное, поэтому "Guns N'Roses" смогли продержаться на гребне мировой известности, не выпуская нового студийного альбома еще два года.

В 1990 году "Guns N'Roses" начали появляться все чаще уже не в музыкальной хронике, а в скандальной. Вершины в этой области достиг Слэш. Во время вручения группе награды видеоканала МТУ за 1989 год Слэш поразил видавших виды режиссеров американского телевидения отборным матом до такой степени, что им пришлось прервать прямую трансляцию. Один из руководителей телекомпании в панике заявил: "Такого не случалось на нашем экране 17 лет! С этого дня все подобные шоу мы будем передавать с семисекундной задержкой для того, чтобы в случае необходимости успеть не дать в эфир вещи, которые могут оскорбить наших зрителей".

Ударник группы Стив Адлер пристрастился к наркотикам, команда, не желая терять друга, нашла простое решение: Дафф Маккаган с пистолетом в руках прошелся по торговцам наркотиками. Эта мера не принесла особого успеха. Между Стивом и остальными участниками группы возник довольно острый конфликт, в результате которого Адлер все же был вынужден покинуть ансамбль.

Решительность, с которой Дафф Маккаган применил упомянутый способ борьбы с наркоторговцами, внушает уважение к басисту "Guns N'Roses". Маккаган, настоящее имя которого Майкл, был самым младшим из восьми детей в семье парикмахера. С ранних лет он играл в панк-группах, которых сменил больше трех десятков. В Лос-Анджелесе Дафф появился в 19 лет. Когда Эксл и Слэш встретили его в первый раз, на коротко остриженной голове Маккагана царил какой-то, по их словам, кошмар. Больше всего поражал черно-красно-белый окрас волос.

Кумир Даффа - бас-гитарист Сад Вишес из "Sex Pistols". Это был знаменитый музыкант и наркоман, который зарезал свою подругу, а затем покончил с собой. "Но Сид был самым крутым басистом, которого я знал", - обычно говорит Маккаган.

Стив Адлер покинул группу, на прощание сыграв в апреле 1990 года на гала-концерте "Farm Aid IV", организованном в помощь фермерским хозяйствам, переживавшим тогда тяжелые времена. Именно после того, как стало известно об участии в этом 12-часовом шоу-марафоне "Guns N'Roses", устроители продали все билеты за... полтора часа, хотя среди 70 участников было немало известных исполнителей.

Многим было непонятно решение группы участвовать в этом концерте, но когда к микрофону подошел Эксл Роуз и начал говорить - все стало ясно: очередная "шуточка" веселых ребят. Эксл заявил, что единственная песня про фермеров, которую он знает, это композиция старой английской панк-группы под названием "На ферме", а потом затянул: "Я не могу полюбить гумно, там так пахнет дерьмом..."

Это было в стиле Эксла Роуза, лидера "Guns N'Roses" и "очень-очень плохого мальчика". Его характер очень похож на все творчество и деятельность "Guns N'Roses" - такой же вызывающий, ретивый и ужасно противоречивый. Эксл родился 6 февраля 1962 года. В 17 лет он меняет имя и фамилию (его звали Уильям Бейли), когда узнает, что его родного отца звали Роуз. Роясь в документах, он обнаружил, что человек, его воспитавший, - всего лишь отчим! Эксл вспоминает: "Еще в самом младенчестве мать променяла меня на отчима. Она спокойно смотрела, как он меня бил и ни разу не защитила. Отчим бил также мою младшую сестру до 20 лет. Теперь она работает со мной и наконец-то начала улыбаться". Так что нет ничего удивительного в том, что в школе Эксл слыл отчаянным хулиганом и неучем, хотя тюремный психиатр, когда он в первый раз попал в полицейский участок, отметил его высокие умственные способности.

Впервые попробовав спиртное в 16 лет, Роуз выпал в окно, пролетел два этажа и сломал руку. Занявшись музыкой, Эксл не оставил своих "милых" привычек, поэтому на протяжении всей последующей жизни еще не раз сталкивался с блюстителями порядка не только в Америке, но и в других странах.

В 1990 году Эксл Роуз попал на первые страницы мировой прессы благодаря не своим музыкальным способностям, а своему необузданному и вспыльчивому характеру. Дело было так. Никого не трогая и не обижая, Эксл сидел и слушал свои любимые записи. Соседи, которым надоело слушать эту слишком громкую и слишком долго (сутками) звучащую музыку, отправили самого смелого и решительного из них к Роузу, чтобы найти компромисс. Эксл, которому помешали заниматься любимым делом, не долге думая, разбил бутылку вина о соседскую .голову. В результате была вызвана полиция для решения спора. Рассерженный бесцеремонным вторжением посторонних в собственную резиденцию, Эксл переезжает в другое место и нанимает себе 20 телохранителей.

Следующий "подвиг" лидер уже всемирно известной группы совершил в июне 1991 года в Сент-Луисе (штат Миссури) во время очередного концерта. Экслу не понравилось, что кто-то из толпы снимает группу на кинокамеру. Не доверяя телохранителям, Роуз самолично прыгнул в зал, вырвал камеру и разбил ее. Концерт прервался, возникла огромная свалка, публика разгромила весь зал и аппаратуру. В результате несколько концертов пришлось аннулировать. Экслу это, видимо, понравилось, и аналогичный случай произошел, во время турне по Южной Америке.

На взаимоотношения с прессой у Роуза имеется свой взгляд: "С недавнего времени всем журналистам, берущим у группы интервью, я ставлю условие: подписывайте со мной контракт. Таким образом, я контролирую все статьи, всю информацию, которая появляется в прессе. Некоторые журналисты, которые писали о нас исключительно всякое дерьмо, теперь чувствуют себя не очень уютно".

Кроме этого, Эксл ничего не любит делать вовремя. Он все время опаздывает. Как-то он пошутил, что, когда умрет, катафалк обязательно должен появиться на полчаса позже положенного и на одной из сторон будет написано: "Извините, я припозднился". Сам Роуз объясняет это так: "У меня есть ужасный недостаток: я привык выходить на сцену с опозданием на 1-2 часа. Это сильнее меня, я могу давать хорошие концерты и полностью выкладываться только глубокой ночью. Выходу на сцену предшествует ад за кулисами. Давление настолько велико, что я не знаю, как я до сих пор смог избежать депрессии". Однако тут же признался: "Выходить на сцену - это здорово! Я всегда это делаю с радостью".

Говоря о физической нагрузке, выпадающей на музыкантов во время многочисленных турне и концертов, Эксл замечает: "...Но это прежде всего тяжелая работа, требующая мощного атлетического сложения. У меня очень слабые лодыжки. Мне приходится много двигаться во время концерта, и это часто заканчивается вывихами. Поэтому, чтобы помочь мне справиться с этими неприятностями, массажистка и хирург ездят со мной на все гастроли и турне".

Место ушедшего Стива Адлера занял Матт Сорум, до этого игравший в одной из английских групп. Матт пришелся в "Guns N'Roses" ко двору, и с его участием за один месяц в студии "Rumbo Recorders" (штат Калифорния) были записаны 29 песен для готовившегося второго "полнометражного" альбома группы.

Пока шла затянувшаяся на три года работа над этой пластинкой, юркий Слэш успел принять участие в записи альбомов Боба Дилана (Bob Dylan, "Under The Red Sky", 1990) и Игги Попа (Iggy Pop, "Brick By Brick", 1990).

И если в выпуске альбомов "Guns N'Roses" взяли "тайм-аут", то в новом для себя деле - в киносъемках - проявили большую активноть. Всей группой они снялись в фильме знаменитого режиссера Клинта Иствуда "The Dead Pool" (1990), а Эксл Роуз, привыкший быть лидером во всем, уже самостоятельно участвовал в создании клипа "Dead, Jail Or Rock & Roll". Этот клип был основан на композиции из дебютного сольного альбома "Not Fakin' It" (1989) бывшего певца финского хард-рокового ансамбля "Hanoi Rocks" Майкла Монроу. Кстати, другой участник группы "Hanoi Rocks", Энди Маккой, осенью 1990 года образовал новый ансамбль, куда пригласил уволенного из "Guns N'Roses" Стива Адлера.

Заждавшиеся поклонники "Guns N'Roses" впервые услышали композицию из нового цикла, созданного группой, на концерте "Farm Aid IV". Она называлась "Civil War" и была включена в диск-сборник "Nobody's Child", который подготовил к выпуску один из легендарной ливерпульской четверки - Джорж Харрисон. Сборник вышел в 1990 году, и все доходы от его продажи пошли в фонд помощи румынским сиротам. Еще одну новинку - композицию Боба Дилана "Knockin' On Heaven's Door" - группа записала в студийном варианте для фильма Тома Круза "Days of Thunder". До этого композиция "Knockin'On Heaven's Door" исполнялась только на концертах.

А Эклс Роуз тем временем принимает на себя очень тяжелую ношу: по признанию многих, он становится секс-символом молодежи всего мира. Поскольку положение обязывает, он заявляет, что его любимый вид спорта - секс. Он обзаводится пятью татуировками и одним золотым кольцом на груди и приобретает законченный вид упомянутого символа.

Хотя теперь Эксл и стал избранником на эту почетную, но предполагающую легкомысленность и неразборчивость роль, он довольно серьезно и рассудительно смотрит на вопросы семьи и брака: "Эрин Эверли - моя бывшая жена... Те дети, которые в нас жили, были друзьями, но взрослые совершенно не понимали друг друга. Мы правильно сделали, что развелись, иначе наши жизни были бы разбиты". И далее: "Я помолвлен с манекенщицей Стефани Сеймор... Я помогаю ей воспитывать ее трехлетнего ребенка. Когда я смотрю на него, всегда думаю о том, как ему повезло, что он растет рядом с людьми, которые не заставляют его страдать. Счастье, которого я так и не испытал..."

1991 год стал для "Guns N'Roses" годом их небывалого триумфа. Осенью фирма "Geffen Records" издала (сначала для английского рынка) сразу два к тому же двойных альбома'

На альбомах, названных "Use Your Illusion Vol.1" и "Use Your Illusion Vol.2", были представлены 31 песня общей продолжительностью звучания 2,5 часа. В первый же день было продано 500 тысяч экземпляров. Обе пластинки сразу же заняли первое и второе места английского хит-парада. И неудивительно: ведь только по заказам, поступившим еще до официального дня выхода, их общий британский тираж составил 4 миллиона экземпляров!

Тогда же, осенью 1991 года, один из основателей группы, гитарист Иззи Страдлин, заявил о своем намерении покинуть "Guns N'Roses". Страдлин был старинным другом Эксла Роуза, они вместе учились в школе, вместе начинали играть в своем родном городе Лафайетте, затем переехали в Лос-Анджелес. Бок о бок прошли весь путь от самого низа до вершины. Страдлин также не отличался примерным поведением и в свое время прославился тем, что принял во время одного из перелетов кухню самолета за туалет. За эту ошибку ему пришлось заплатить 32 тысячи долларов. С тех пор Иззи бросил пить.

Сам Роуз так комментирует это событие: "Если вы хотите получить точный ответ, спросите самого Иззи. Я разговаривал с Иззи по телефону 4,5 часа. Я кричал, я просил, я уговаривал остаться его в группе. Если люди думают, что я неуважительно отношусь к его таланту, то они глубоко ошибаются. Он был моим другом.

Мы со Слэшем много работаем, чтобы радовать людей и удерживать внимание своих поклонников. Это действительно тяжело, но я делаю это, я весь в этом. Зрители и слушатели хотят получать настоящую музыку, и они правы. Я хотел, чтобы песни Иззи были на пластинках, но ему действительно тяжело поручить работу, даже на его собственном материале. Есть определенные обязанности, которые необходимо выполнять. Иззи этого не понимал и не хотел работать так, как надо. Например, он отказался делать видео, а нам это было необходимо. Подъем в полседьмого, езда на велосипедах и мотоциклах, покупка игрушечных самолетов, постоянное растрачивание энергии по мелочам - все это не устраивало группу и вело к разрыву. Кроме того, что Иззи ничего не добавлял в творческом плане, он стал доверять людям, которых я считаю врагами".

Роуз считал, что группа должна быть единой, чтобы это была команда единомышленников. Отношения между участниками коллектива характеризует такой эпизод. Когда новый ударник Матт Сорум пришел в группу и пробыл там некоторое время, он сказал Экслу: "Все хорошо, старик. С новой группой и новыми людьми в первый раз я почувствовал себя как дома. На первом концерте во время исполнения "November Rain" я чувствовал себя счастливым, как будто был частью этой песни".

На место Страдлина пробовался гитарист из группы "Jane'; Addiction" Дейв Наварро, но он не закрепился в составе "Gun; N'Roses". После долгих поисков был найден гитарист Джилб" Кларк, который устроил всю группу, а главное, Роуза.

В это довольно трудное для "Guns N'Roses" время Роузу приходилось еще отбиваться от нападок в прессе, которая обвинял; его в расизме. Эксл, не признавая этих обвинений, заявил: "Mew обвиняли в расизме, когда я рассказывал о том, как однажды несколько черных пытались меня обворовать. Но я говорил лишь с группе воров, а не о неграх в целом. Я ничего не имею против них. Я каждый день работаю с чернокожим (Эрлом Габбидом, телохранителем), и он - один из моих друзей. То же самое с гомосексуалистами. Они мне абсолютно безразличны, просто однажды я "оскорбил" одного из них, который, зная, что болен СПИДом, занимался проституцией. Я считаю, что это подло, омерзительно и гадко - намеренно заражать других людей".

Но жизнь есть жизнь, и несмотря на многие проблемы, "Guns N'Roses" продолжали завоевывать новых и новых поклонников, приобретая репутацию лидеров мирового хард-рока. В конце 1991 года композиция "Don't Cry", выпущенная на сингле, заняла ведущее место в таблице популярности Великобритании. В записи еще двух песен принял участие Майкл Монроу: в "Bad Obsession" он сыграл на саксофоне и гармонике, а в "Ain't It Fun" (версия композиции группы "The Dead Boys") спел в дуэте с Экслом Роузом.

20 апреля 1992 года в Великобритании на стадионе "Уэмбли" в присутствии 72 тысяч зрителей состоялся концерт, посвященный памяти великого певца и композитора Фредди Меркьюри. "Guns N'Roses" участвовали в этом грандиозном шоу вместе с Элтоном Джоном, Джоржем Майклом и многими другими мировыми знаменитостями, отдавая дань памяти непревзойденного артиста. Весь сбор от этого концерта пошел в помощь больным СПИДом.

Летом группа дала 25 концертов по 5,5 часов продолжительностью каждый, объединившись в этом шоу с группой "Metallica". О полной самоотдаче, о творческом подъеме в этот период говорит Эксл Роуз: "...Я не мог понять, что я делаю, где нахожусь... Я сидел и пел песню "Civil War", я смотрел в зал и видел, что все в отключке. Мы были здесь для того, чтобы победить, и мы добились этого".

"Guns N'Roses" давно утверждают, что их питает творческая среда панк-рока. Но если панки говорили: "Мы - сами по себе. мы ни с кем", то Роуз и его команда утверждают: "Мы с вами, мы обычные ребята, просто немного грубые, вот и все". "Guns N'Roses" бросают вызов устоявшимся нормам поведения, выступают против закостенелости общества и тем самым как бы раздвигают рамки жизненного пространства. Все это очень импонирует молодежи, которая все в жизни предпочитает испытывать методом проб и ошибок.

Яркая индивидуальность, энергия, бьющая через край и, кроме того, удачное сочетание в своем творчестве различных элементов рок-музыки - вот, пожалуй, основные причины успеха "Guns N'Roses", звезда которых засветила так ярко на мировом рок-небосводе. Молодежь, заждавшаяся новых кумиров, с восторгом приняла этих ребят, противопоставивших общепринятой морали свое вызывающее "я".

Конечно, многое из того, чем прославились Эксл Роуз и его друзья, можно, да, наверное и нужно, воспринимать по-разному: кому что нравится. Но при этом не надо забывать, что они артисты, выступающие перед многотысячными залами и стадионами, что за каждым их шагом следят репортеры, полиция, сотни фанатов. И они просто обязаны поддерживать свой имидж "плохих мальчиков", тем более, что делают это они с удовольствием. Чего стоит такое признание Эксла Роуза, показывающее, что и с чувством юмора у этих ребят все в порядке: "Я тут немножко приболел, и поэтому мне пришлось бросить пить и курить. И знаете - петь стало намного легче! Прямо не знаю теперь, как снова начать пить и курить. Попробовать, что ли, немножко заняться своим здоровьем?"

"Плохие мальчики" или серьезные артисты? Пьяницы и дебоширы или прекрасные музыканты? Мелкие хулиганы или люди, способные поднять в едином порыве стотысячную толпу? Кто же они, "Guns N'Roses"? А может быть они - просто люди, которые несмотря ни на что, шли к своей цели и достигли ее благодаря своему таланту и труду, а также стремлению приносить другим людям счастье и радость.

...Когда-то в 1937 году в другом некотором царстве-государстве пролетарский педагог Антон Семенович Макаренко написал:

"...Нам, большевикам-педагогам, нужна уверенность в завтрашнем дне, нужна беспощадность к врагам... В воспитательных коллективах должна торжествовать логика: для коллектива, через коллектив, в коллективе! И непременно мажор! Улыбка, смех. Веселые ребята. Веселые педагоги!". Кажется, мальчики из команды "Guns N'Roses" сумели подтвердить тезис педагога-большевика о "веселых ребятах", "улыбке, смехе"... Вот только "с беспощадностью к врагам" у них плоховато: слишком любят людей! Может быть, поэтому не записались к коммунистам, а просто стали писать хорошую музыку?!